Ленинград                                 
    
  "Те ситуации, которые описаны в песнях, - это погра-
ничные ситуации между жизнью и смертью. И поэтому 
мы материмся". (Сергей Шнуров)

 

"Ленинград" способен шокировать количеством ненормативной лексики даже завзятых пошляков и при этом поразить поэтической фантазией и музыкальной удалью законченных эстетов.

Среди поклонников Ленинграда - Сергей Галанин, Гарик Сукачев, группы Ляпис Трубецкой, Воплi Вiдоплясова.

Другие проекты Шнурова: ЛенЭнерго (техно-музыка, поет Шнуров; записана первая песня "Вот так"), 3D (Три дебила), Скоты (инструментальные версии русских и восточноевропейских хитов типа "Дорогой длинной"), как идея - поп-проект Латекс, где должна петь девушка.
Сенсация 1998 - 1999 гг. Постмодернистская смесь городского фолка, рока, ска, грубых застольных и тюремных песен с неожиданными цитатами из The Prodigy, Space и фильмов о Джеймсе Бонде, сыгранная с рок-н-ролльным драйвом. Любимцы артистической/интеллектуальной публики двух столиц. Со второй половины 1999 г. группе в клубах становится тесно. Харизматический лидер, вокалист, бас-гитарист и главный автор - Сергей Шнуров, который также выпускает самиздатские сборники стихов под общим названием "Хуй Вам" (любимые писатели: Чарлз Буковски, Борис Виан, Фридрих Ницше, Лев Шестов). Критики затрудняются внятно определить стиль группы, Шнурову нравится обозначение "спившийся диксиленд".

"Ленинград" создан бас-гитаристом Сергеем Шнуровым (ранее - лидер техно-группы Ухо Ван-Гога) 9 января 1997 г. в Санкт-Петербурге, по заверению музыкантов, чтобы играть друг у друга на днях рождениях, за четыре дня до первого концерта(13 января 1997 г. в "Арт-клинике"), он же автор названия. Родился 13 апреля 1973 г., в детстве учился играть на скрипке. К Шнурову присоединился вокалист Игорь Вдовин. С тех пор через "Ленинград" прошло несколько десятков музыкантов; сам Шнуров не помнит всех участников первого состава, объясняя это тем, что "Ленинград" - народный коллектив, в котором не важно кто играет.

"Сначала мною была придумана концепция, совершенно наглая, а потом уже стали сочиняться песни". Музыканты были набраны из приятелей: Вдовин, Попов, Антоненко. Из училища им. Мусоргского был приглашен Ивашев, привлечен барабанщик группы "Наташа", на точке которой "Ленинград" репетировал. ("Группа не набиралась: она сама собой росла" - Шнуров.)

Как рассказывает идейный вдохновитель коллектива Сергей Шнуров (программный директор радиостанции "Модерн"), музыкантов набирали, доводя количество до абсурда: "на сцене больше людей, чем в зале". Состав группы обновляется постоянно, но в количественном отношении (9 человек) не меняется, что сделало группу практически "невыездной" за пределы Санкт-Петербурга и Москвы.

Помимо официального появления на свет у "Ленинграда" случилось несколько знакомств с широкой общественностью. Первое - историческое, когда о группе узнали коллеги-музыканты из Санкт-Петербурга, это случилось на концерте, посвященном годовщине "Ленинграда", и стал знаменательным событием в музыкальной жизни города, отчасти благодаря участию в нем многих прославленных коллективов - от "Колибри" до "НОМ". Второе - широкомасштабное, когда "Ленинградская" песня "Новый год" в лихой танцевальной аранжировке вышла на сборнике "Диско-диско". Песня моментально обрела статус настоящего хита на многих радиостанциях, но с последующим творчеством группы оказалась совсем не связанной и об этой песне "Ленинград" больше не вспоминал. И, наконец, действительное знакомство - под эгидой дружбы с группой "АукцЫон". В честь первого выхода на большую сцену на разогреве у "АукцЫона" в Москве в ДК им. Горбунова в 1998 г. продюсерской группой "Ы" была устроена первая в истории "Ленинграда" пресс-конференция. На ней музыканты основательно поругались с журналистами, которые, в свою очередь, не сильно обратили внимания на вскоре появившийся дебютный альбом группы "Пуля". Все песни на нем были спродюсированы Леонидом Федоровым ("АукцЫон"), что сильно сказалось на звучании "Ленинграда", в котором забрезжила "аукцыоновская" тоска и педантизм в отношении аранжировок.

Выпуску полноценного дебютного альбома помешал кризис августа 1998 г., и в конце года "Ленинград" самостоятельно выпустил альбом "Пуля" на кассетах ограниченным тиражом 500 экземпляров исключительно для продажи в магазине молодежной одежды "Актив". "Людям приходилось специально ездить, потому что это не специализированный музыкальный магазин, а магазин одежды, и все равно кассета разошлась за пару месяцев" (Шнуров). Ныне раритет.

По случаю выхода следующего диска "Мат без электричества "Ленинграду" пришлось знакомиться с публикой и прессой по новой. На единственную "форматную" (без ненормативной лексики) песню альбома "Do You Love Me?" был снят клип (режиссеры - Дмитрий Токин и Шнуров), который некоторое время присутствовал в ротации "MTV Россия"(Клип с трудом (по личной просьбе компании к Борису Зосимову) взяли на MTV, и одно время много показывали. Также клип демонстрировался по петербургским каналам). Кстати, первое видео на песню "Я так люблю тебя" прошло мимо телевизионных эфиров(был сделан осенью 1998 г.,в ролике снялась ди-джей Лена Попова, режиссер - Дмитрий Дмитриев, оператор - Дмитрий Токин), показывался по каналу NBN и другим местным петербургским каналам. На MTV клип не взяли. Музыканты остались недовольны результатом, считая, что клип не отражал идею творчества "Ленинграда".

"Официальный" альбом "Пуля" выходит с годовым опозданием на принадлежащем группе "Ы" лейбле O.G.I. летом 1999 г. (только на CD) под номером "001", с перепутанными названиями (песня "Колокола" была ошибочно заявлена как "Катюха"), с неверным порядком и набором песен. ("По количеству песен все то, но по содержанию не те".) Шнуров считает настоящей "Пулей" первую, кассетную версию.

Незадолго до первого официального выхода "Ленинграда" к журналистской общественности группу покинул вокалист Игорь Вдовин, параллельно работавший в роли саунд-продюсера группы "Пеп-си". Вдовин окончательно перестал петь в "Ленинграде" весной 1999 г.; сконцентрировался на занятиях электронной музыкой. "Это был плавный уход: в Москве выступал я в основном, а Вдовин пел здесь. Это началось с первого концерта в Москве" - Шнуров). Многие поклонники поставили тогда на "Ленинграде" крест, считая, что здесь фронт-мен являлся ключевой фигурой, но "Ленинград" смело заменил Вдовина на басиста и автора песен Сергея "Шнура" Шнурова. В таком усеченном составе "Ленинград" и выбрался в ДК им. Горбунова, где с новым фронт-меном группа пришлась слушателям по вкусу. После этого Игорь Вдовин вновь ненадолго появлялся в составе "Ленинграда", но затем покинул его окончательно и бесповоротно. Как выяснилось позже, главный вокалист вовсе не является обязательным элементом концертного выступления "Ленинграда". Весной 2000 г. группе довелось выступать в Минске на дне рождения группы "Ляпис Трубецкой" и без Сергея Шнурова, который был поглощен заботами о своем новорожденном сыне Павле. Петь пришлось Александру Попову (вокал, барабаны). Кстати, последствием этого выступления и визита в Минск стала работа "Ленинграда" над ремиксом для "Ляписа" на песню "Спорт прошел".

8 апреля "Ленинград" выступил на концерте "Премия Fuzz" во Дворце спорта "Юбилейный" (9000 человек) - как номинанты в категории "Лучшая новая группа", но приз не получили.

В том же апреле 2000-го группа выступала в Хельсинки и Минске без Шнурова - пел Попов (вокал в песне "Зенит" на CD "Пуля"). "Наши песни народные, их может петь любой" - объясняет Шнуров. Состав группы перманентно меняется, однако костяк составляют Шнуров, Фокин, Антоненко, Попов и Ивашев. На концертах количество участников может варьироваться от четырех до 14 человек.

1 февраля 2000 г. на Санкт-Петербургской студии грамзаписи закончена запись двух новых песен ("Агент 007" и "Терминатор"), которые войдут в новый альбом "Ленинграда", намеченный к выпуску на осень. "Ленинград" предпочитает выступать в клубах ("Грибоедов", "Манхэттен", "Спартак"), но 4 марта 2000 г. дал первый сольный концерт в большом зале (ДК им. Ленсовета), рекламировавшийся как "последний". 31 марта Шнуров приступил к записи сольного альбома с рабочим названием "Робот-милицейский, или Made in жопа". В записи принимают участие Антоненко и Мельников.

13 ноября 2000 года увидел свет третий альбом группы "Ленинград" - "Дачники". Момент на грани жизни и смерти, как и в предыдущих работах группы, лучше всего был выражен в нем с помощью мата. Кроме постоянных запретов на ненормативную лексику, "Ленинград" прошелся и по некоторым музыкальным идолам, перепев песню "Искала" Земфиры от лица искомого: "… Я такой как во сне, такой как ты в альбомах рисовала меня гу-а-шью!". К сожалению, звукозаписывающая компания Земфиры этот трек издавать запретила. А вот остальным монстрам питерского рока повезло меньше - трек "Группа Крови" с рифмами "кино - говно" и гимн "Все Это Рейв" все-таки остались в альбоме. Сам автор оценивает альбом как "очень хороший". Он, как и все альбомы "Ленинграда", получился непохожим на предыдущий. "Пластинка - быстрая, с нетипичным гаражным звуком. Хотелось поэкспериментировать со стилем ска, с серф-звуками и вообще с непонятным. Тут много цитат, до фига, глупо перебирать, альбом коллажный. Так делают настоящие виртуозы электронной музыки - берут кусочки чужих произведений и делают самостоятельные произведения".

С начала 2000 г. все больше стало появляться информации о сольных проектах Сергея Шнурова. В музыкальной сфере - это электронный проект "Латекс", принципиально отличающийся от "Ленинградской" эстетики, в области же слова - это литературный проект, который периодически представляется на сольных выступлениях и выпущен в виде книги. Проект включает в себя стихи и прозу комического и очень скабрезного содержания.

За время своего существования "Ленинград" успел стать любимым развлечением музыковедов, которые занимаются определением музыкальной стилистики коллектива. Список ассоциаций возглавляется песнями Тома Уэйтса, Федора Чистякова и группы "Ноль", стилями шансона, дворовой песни, джаза и панка. Некоторые обращают внимание на страсть "Ленинградцев" к всевозможным боса-новам, мамбам и прочим вариантам латиноамериканской музыки. Сами артисты подчеркивают, что опираются на корневую музыку, породившую все современное стилистическое разнообразие, а также не брезгуют цитатами популярных мелодий. Серьезная составляющая всего этого песенного разнообразия - музыкальное образование почти всех участников коллектива и бескрайняя литературно-философская эрудиция Сергея Шнурова.

Фестивальный послужной список - предмет гордости всех музыкантов - у "Ленинграда" изобилует многочисленными "неучастиями". Причем по принципиальным соображениям. Музыканты отказались играть на крупном Питерском рок-фестивале "Наполним небо добротой" "Театра ДДТ" (1997). Причина - "Ленинграду" не понравилось название фестиваля, которое они сочли для себя неформатным. Затем группа решила не участвовать в освещаемой телевидением акции "Москва - Петушки", посчитав ее конъюнктурной.

С весны 2001 года "Ленинград" частенько выступает вместе с Гариком Сукачевым и "Неприкасаемыми". Очередная порция совместного угара вылилась на слушателей на фестивале "Нашествие-2001".

--------------------------------------------------------------------------------
Дискография:
1999 - "Пуля"
1999 - "Мат без электричества"
2000 - "Дачники"
2001 - "Маде ин жопа"
2002 - "Пираты XXI века"

Состав группы:
Сергей (Шнур) Шнуров - вокал, бас-гитара
Александр (Пузо) Попов - большой барабан, вокал
Александр (Сашко) Привалов - труба
Василий (Васо) Савин - тромбон
Роман (Ромэро) Фокин - саксофон
Илья (Дракула) Ивашов - туба
Андрей (Антоненыч) Антоненко - баритон
Денис (Дэн) Калашник - гитара
Алексей (Микшер) Калинин - том, перкуссия
Дмитрий (Митя) Мельников - ударные


                                    
Hosted by uCoz